Святыни, храмы в Сакском районе
Свято-Илиинский храм
Небольшой город Саки известен далеко за пределами Крыма. Это бальнеологический и грязевой курорт. Рапа и грязи сакского лимана — ценное лечебное средство, оно помогает при заболевании опорно-двигательной системы. О целебных свойствах маслянистой, иссиня-черной грязи знали еще в древности, Плиний Старший и Птолемей упоминали о земле в западной Таврии, "исцеляющей всякие раны". Местные жители и чумаки, приезжавшие сюда за солью, давно лечились в здешних лиманах. В 1827-1828 годах в Саках евпаторийским врачом С.Н. Оже была основана первая грязелечебница, он же разработал методику применения целительных грязей. Так появился Сакский курорт. Сюда поехали больные из разных уголков России. Население Сак увеличилось, поэтому потребовалось строить большой православный храм.
Свято-Николаевский православный собор (собор святителя Николая Чудотворца)
Этот храм, расположенный в центре города, недалеко от моря, является одним из самых красивых храмов Крыма. Г. Москвич в своем путеводителе отмечает, что евпаторийский собор — это миниатюрная копия Святой Софии в Константинополе. Но таким величественным Николаевский храм стал не сразу.
Первый храм был построен греками в конце XVIII века и освящен во имя святителя Николая. Покровитель мореплавания и торговли, Николай Угодник особо почитаем бесстрашными и бесшабашными моряками. И военные моряки, и торговые, и даже богохульники-пираты — все почитали Николая Чудотворца. Евпатория — город морской и в прошлом купеческий; образ Николая Чудотворца здесь многие хранили в медальонах, рядом с фотографиями близких.
Церковь святого пророка Илии (Свято-Ильинская церковь)
В 1899 году греческая община города Евпатории обратилась в Думу с просьбой выделить землю под строительство храма. Несмотря на то, что в этом году освятили собор святого Николая, возникла необходимость еще в одном храме для православного населения. В 1901 году участок земли в 600 квадратных саженей был бесплатно передан общине. К 1907 году подготовили проект храма, его автором стал городской архитектор А.Л. Генрих.
Строить новый храм предполагалось на пожертвования прихожан. Но средства поступали медленно, и нужная сумма никак не собиралась. Поэтому в 1908 году в Думу по поручению общины обратился Ф.И. Василькиоти, он просил о выдаче субсидии в сумме 5000 рублей. Губернатор Евпатории С.Э. Дуван дал согласие выплачивать субсидию частями, каждый год по 1000 рублей. Лично от себя С.Э. Дуван пожертвовал 400 рублей и бронзовую люстру. За помощь в строительстве храма он был награжден Его Величеством королем эллинов крестом Святого Спасителя.
Текие дервишей
Текие дервишей – это приют странствующих мусульманских монахов – дервишей. Дервиши – в переводе с персидского – «бедные», «нищие» – последователи религиозно-философского учения суфизма, характерными чертами которого являлось отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, презрение богатства. Это направление возникло в исламе около 800 года как ответ на возросшее стремление к богатству высшего мусульманского духовенства.
Евпаторийский текие дервишей – уникальный историко-архитектурный ансамбль XV-XVI вв. Точная дата его возникновения, к сожалению, не известна, как неизвестен и автор проекта – письменные сведения о строительстве не сохранились.
На сегодняшний день это одна из старейших построек средневековья в Евпатории. Таких текие всего два в мире, еще один есть в Египте.
Мечеть Джума-Джами (Хан-Джами)
Мечеть Джума-Джами (второе название Хан-Джами) — историко-архитектурный памятник, действующая мусульманская мечеть Евпатории и один из наиболее интересных памятников мусульманской архитектуры Крыма.
Построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет-Гирея I. Ее создателем является выдающийся турецкий зодчий и инженер Ходжа Синан, грек по происхождению, построивший более трехсот замечательных сооружений в Стамбуле и других мусульманских городах.
Джума-Джами является самой большой и самой красивой мечетью в Крыму. Ее архитектурный облик напоминает знаменитый храм святой Софии в Константинополе.
Прямоугольная в плане Джума-Джума обрамлена высокими гладкими стенами. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые приплюснутыми куполами, по три с каждой стороны.
Еврейская ремесленная синагога Егия-Копай
На Караимской улице обращает на себя внимание старинное здание, виднеющееся из-за высокого каменного забора. Первое, что бросается в глаза — круглое окно с витражом в виде большой шестиконечной звезды. Это синагога (еврейский молитвенный дом) Егия-Капай. Она также известна как Ремесленная, поскольку её построили в 1912 году на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах.
Над шестиконечной звездой, если внимательно присмотреться, можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.
Здание построено в форме базилики по проекту городского архитектора А. Генриха, из мамайского желтого известняка. Кладка камней главного западного фасада, их чередование широких и узких рядов, копирует кладку стен Иерусалимского храма.
Армянская церковь Сурб-Никогайос
До Октябрьской революции Евпатория была городом многонациональным, поэтому здесь были и храмы различных конфессий. До нашего времени сохранилось красивое здание армянской церкви — храма святого Николая (храм Сурб Никогайос). Он был построен на средства армянской общины Евпатории в 1885 году. Это постройка базиликального типа, с полукруглой абсидой на восточной стене.
После революции храм был закрыт, а здание использовалось в хозяйственных целях. В настоящее время является памятником архитектуры. Городские власти имеют намерение реставрировать эту церковь с последующей, видимо, передачей её армянской общине.
Караимские кенасы
Комплекс караимских кенас находится в центре средневековой городской застройки. На улице Караимской, кроме комплекса караимских кенас, расположены и другие исторические достопримечательности: жилые постройки XVIII века, дом молитвы христиан веры евангельской, здания двух еврейских синагог, жилой дом, в котором останавливался великий польских поэт Адам Мицкевич, остатки турецких бань, крепостные ворота. По праву эта улица включена в экскурсионный маршрут "Малый Иерусалим".
Строительство комплекса кенас началось в 1803 году на месте первого караимского храма в Евпатории, а архитектурный облик ансамбля формировался в течение первой половины XIX столетия. В дальнейшем неоднократно перестраиваемый, комплекс дошел до нашего времени измененным, но не утратившим своего великолепия.
Объявления
Рекорды Крыма
Самые крупные в Крыму каменные "грибы" расположены в долине р. Сотеры.
На склонах Крымских гор, где выходят на поверхность конгломераты, иногда образуются причудливые фигуры выветривания: каменные столбы, "бастионы", "башни" и, реже, — "грибы". На горе Демерджи, неподалеку
... →